Заветы молодому админу

Заветы молодому админу
фото показано с : yaplakal.com

2017-7-14 12:23

У меня в штате появился молодой админ-эникей, ну из тех, что хочет что-то делать, не ленится, быстро обучается, применяет и адаптирует согласно условий полученные знания на практике. Во всём положительный и очень перспективный кадр.


Я периодически замечаю, что на фоне этой "положительности" существует один недостаток - отсутствие опыта работы с конечными пользователями, не набитая о тупость и недальновидность некоторых индивидов оскомина. Ну знаете, "не работает монитор" или даже "ничего не работает" - это значит, что нужно встать и идти спасать мир. Для опытного админа уже есть алгоритм работы, ряд типовых примеров (когда просто забыли включить монитор) и пр. , который позволяет решить эту ситуацию не вставая с кресла.
Я предлагаю пофлудить на тему того, какие знания вы бы передали неопытному админу? или даже самому себе в прошлом?

Подборочка от меня.

1) Не срывайся с места и не пытайся решить проблему, которую тебе озвучил пользователь. В большинстве случаев проблема совершенно в другом. Первоочередная задача - определить, в чём? И требует ли это вообще решения или какого-то вмешательства с твоей стороны.
2) Не ведись на "опытность" пользователя - чем более опытным считает себя пользователь, тем дальше по неверному пути своих изысканий он уведёт тебя. Вернись к пункту 1.
3) (как продолжение темы про "опытных") Не давай пользователю доделать за тебя то, что ты начал. Чаще всего, им не хватает сил и знаний, чтобы подобное совершить. Твою задачу решать только тебе.
Отсюда следующий пункт.
4) Не решай чужих задач (если ты не можешь их автоматизировать скриптом или типа того). Не надо чистить корзины,рабочие столы, почтовые ящики, обувь и карму, подметать коврики для мыши, протирать мониторы, чинить миксеры, паять телефоны (за бесплатно) и т. д и т. п. . Чем больше ты возьмёшь на себя лишних задач, тем меньше у тебя останется время на основные и, уж тем более, на творчество.
5) Не торопись принимать активных действий в непонятной или подозрительной ситуации. Пусть тебя будут считать ленивым, но треть всех проблем "оно само" уходит ровно так же "само".
Цитата (Дъмитръ @ 14. 07. 2017 - 12:33) Подожди 5-10 минут, потом попроси пользователя перезагрузиться. 80% - это срабатывает.


6) Не бери бесплатной внеурочной работы. Например, потому что офису нужно работать, а сервера можно пропатчить, настроить и перезагрузить в выходные. Регламентируй время остановки и простоя ( с запасом), имей точку восстановления и работай в рабочие часы. Нет - тогда обмен личного времени 1:2. Полдня работы в воскресенье - свободный день в понедельник/вторник/вотпрямсегодня.
Цитата (ldl57 @ 14. 07. 2017 - 13:08)
На тех, кто отдает себя без остатка работе - многие смотрят как на пустое
Цитата (Дъмитръ @ 14. 07. 2017 - 12:33) Твоё личное время ценно только для тебя. Исключительно. Компенсация-это для "белых воротничков"


7) Не замыкай работу на свою память, сообразительность и исполнительность. Документируй, упрощай и автоматизируй. С одной стороны, тебя будет проще убрать, если вся твоя работа будет прозрачна при имении документации. С другой стороны - документация сети религиозно верный поступок, положительный эффект от которого не заставит себя долго ждать.
8) Будь профессионалом, а не "шмыгой", даже если кто-то пытается тебя прогнуть, даже если это начальство. Твоя задача - обеспечить высокий уровень работоспособности заявленных сервисов информационной сети, а не удовлетворять чужие, порой не совместимые с реальностью, "хотелки".
9) Делай всё простым. Сделать всё простым - самая сложная задача в твоей работе, но чуть ли не первоочередная. С юзером как с женой - он царь и бог, но держать его нужно в ежовых рукавицах.
Если ты работаешь не в IT-компании, то, чаще всего, не ты зарабатываешь ей на хлеб, а "пользователь". Это нужно уважать (каким бы тупорылым в твоей сфере не был). Будь для него воздухом - незаметным до тех пор, пока всё хорошо. Пользователь не должен знать тонкости системы авторизации, работы ПО, обновления баз, маршрутизации сетей и всего прочего. Это твоя работа, а не его (см. пункт 3). Для пользователя должно быть создано регламентированное рабочее место с чётким и ограниченным кругом возможностей. Пользователь должен иметь кнопку "Сделать хорошо" или её подобие. Чем меньше пользователь задумывается об организации своей работы, тем он меньше портит результаты работы твоей.
Цитата (Laserdanse @ 14. 07. 2017 - 12:36)И, да. "Хорошего админа не знают в лицо".

10) Не создавай видимость работы. Это тоже сложная задача - донести до руководства (и других сотрудников), что работа админа не в протирании штанов от часа до часа, не в постоянной деятельности и "шебуршании". Большинство общества не способно принять всерьёз факт того, что лучший админ - этот тот, кто ничего по работе делать не нужно. Они думают, что это юмор такой специфический.
11) Не делай "невозможного", и уж тем более не пускай это "в продакш". Не пытайся спасти диск, если он пошёл бэдами, меняй свитч, если он без ежедневной перезагрузки не работает нормально или у него выгорело два и более портов, не ставь говнософт, если прямого решения нет (обычно это означает, что сама по себе задача или не должна была быть поставлена вовсе, или условия её были созданы предыдущими кривыми "костылями".
Отсюда
12) Избегай "костылей". Тебе не удастся избежать костылей полностью,но не создавай их по "неуважительным" причинам, например, из лени или незнания. И то и другое можно побороть. Костыли, как сказано выше, тянут за собой костыли, а, в конечном итоге, всё выглядит плачевно и работает нестабильно, и с каждым костылём распутать этот клубок будет всё сложнее.
13) Мысли "корпоративно". Не "колхозничай". Строй сеть с прицелом на расширение, с запасом портов на свитчах, не пренебрегай мировыми стандартами (их писали далеко не дураки), организуй сервисы так, чтобы их можно было в любой момент разнести/перенести, расчитывай точки отказа, задумывайся об отказоустойчивости (или хотя бы прочитай, что это такое), заботься об информации (бэкапы, защита, распределение), имей запасы запчастей (особенно сетевого оборудования и дисковых накопителей), не экономь деньги организации в ущерб необходимого - лучше не сделать вовсе, чем сделать кое-как. Твоя ответственность не сможет пересилить объективные обстоятельства. Если вместо двух необходимых серверов тебе купят только один, не удивляйся потом потерянным нервам и выходным при отказе его. И уж тем более тому, что виноват останешься в этом ты, а не начальство.
14) (как продолжение предыдущего пункта) Не паникуй! Не паникуй, - тебе говорят! Во внештатных ситуациях, даже если "горит", первое, что нужно сделать - это принять концепцию действий по устранению проблем. Исключение: если ситуация имеет свойство развиваться в негативном ключе, нужно предотвратить развитие, после чего вернуться к вопросу о принятии концепции. Пример: шифровальщик. а) Вырубить комп по питанию. б) думать, проще восстанавливать данные из бэкапа (ты ведь позаботился об этом?) частично/полностью или попытаться сначала восстановить работоспособность ОС. Пересадить пользователя за другой комп или дать резолюцию на внеплановый отдых.
15) Умей правильно общаться с пользователями. Задавать нужные вопросы, чтобы получить нужные ответы. Будь спокоен в общении. Не злоупотребляй терминами в общении с коллегами. Крутизны это не прибавит, а вот непонимания и пренебрежения - могёт. Пообщаться на "админские" темы можно на профильных форумах. Чтобы донести руководству или сотрудникам что-то о своей работе (а нужно ли вообще это в конкретный момент?), объясняй как для тупых, но ни в коем случае не выставляй их таковыми - высокомерие редко кем ценится, тем более по своей теме сотрудник тебя, чаще всего, может нагрузить не чуть не слабже, поверь.
Цитата (ldl57 @ 14. 07. 2017 - 13:08) С юзверами можно говорить ТОЛЬКО о погоде и зарубежной моде.
Цитата (Akelman @ 14. 07. 2017 - 13:11)Я обычно прошу назвать видимые для пользователя последствия: сообщения, последовательность действий, приводящих к сообщению. Нужно уметь задавать наводящие вопросы. Получив ответы на них, можно дать совет, подробно рассказать, что нажать и легко объяснить причинно-следственную связь событий для несведущего человека, а уже если так не получается, то подключаюсь ч-з SSCM RC и прошу показать, что приводит  к "плохому" результату или решить самому. Иногда, когда подключение к рабочему столу не нужно, прошу подождать и выполняю некоторые действия удалённо через командную строку, мелкомягкую консоль, редактор реестра и т. п.
Себе "молодому" я бы советовал быть более сдержанным и посмотреть на проблему глазами неопытного человека, пользователя. Не стоит гневаться на "тупость" юзверей. Объяснять последовательно, спокойно, внятно.
16) Не пренебрегай перенятием опыта других админов. Особенно на заре своей карьеры, все возникающие в твоей голове вопросы уже разобраны и реализованы. Никто не посчитает тебя тупым, если ты чем-то поинтересуешься, но сначала. . .
17) Гугли. Учись задавать вопросы гуглу. И да, это не шутка. Можешь даже загуглить "как пользоваться поиском Google", ты будешь приятно удивлён своему незнанию в этом вопросе.
18) Не торопись ( дополнение к пункту 13). Не внедряй сервисы, детально их не проверив. Не ребутай сервак, если не уверен, что потом сможешь до него достучаться.
Цитата (ldl57 @ 14. 07. 2017 - 13:08)Любое искусственное ускорение тех. процесса приводит к многократному замедлению.

19) Всегда имей точки отката. Это аккумуляция "мудростей" из предыдущих пунктов. Бэкапы, точки восстановления, предыдущие рабочие конфигурации, версии софта и телефон бывшей, если вдруг захочется перепихнуться.
20) Получай удовольствие от работы. Запомни, ты становишься плохим админом, как только перестаёшь любить всё это говно.
21) Ты не сможешь быть админом всю жизнь. По крайней мере, админом того уровня, которым ты являешься сейчас. Приготовься и нацелься на рост, лучше если ты наметишь что-то заранее - сетевой администратор, администратор баз данных, ИТ-директор, продавец макдака, торговый представитель магазина компьютерной техники, продавец-консультант в евросети. Так, стоп!
Ну ты понел ©

Пока писал, из головы что-то повылетало. Продолжайте, дополняйте, оспаривайте.
Наверно, лучше без нумерации пунктов, но это уже как будет удобно.

З. Ы. : спорить с выраженями "пользователь - царь и бог" и "не экономь деньги организации" можно как-то между собой.

Дополнения выношу в "шапку"

Цитата (OldGarry @ 14. 07. 2017 - 12:29) НЕ РАБОТАЙ ЗА ЕДУ!?! 

.

Подробнее читайте на ...

работы 2017 цитата 064 пользователь всё пользователя твоей