Раньше бабы были здоровее, родила в стогу и пошла в поле...

Раньше бабы были здоровее, родила в стогу и пошла в поле...
фото показано с : yaplakal.com

2017-9-15 14:43

Будет несколько сообщений, по окончании сообщу. "Смерть граничит с нашим рождением и наша колыбель стоит в могиле". Джозеф Холл / Joseph Hall, епископ Эксетера (1564-1656)Пост этот навеян множеством постов, пробегающих я ЯП почти в каждой теме про современных слабых нездоровых рожениц и современных несчастных умирающих во младенчестве детей.



Цитаты типа:
Цитата (bobay5 @ 13. 09. 2017 - 00:36)
[next=еще 200 лет назад бабы утром рожали, вечером мыли полы в хате, а на след утро уже топали в поле с лялькой в подоле. . . сейчас же половина рвется, 90% без эпидуралки не рожаешь, 8% кесерится, потому что узко или иные патологии - это как пример. . . и чем дальше, тем хуже]
Попадаются на Яп в каждом сраче про роды/беременность и детей.

Только в последнее время из молитвенника Церкви Англии убрали службу "воцерковления женщин, которые недавно родили", которая начиналась с благодарения Богу за "безопасное избавление и сохранение от великих опасностей родов".


Ниже я приведу статистический данные и цитаты из книг и воспоминаний.


В XVIII - XIX столетиях статистика материнской смертности, даже при её несовершенной регистрации, впечатляла. В Швеции в 1750 году она составляла 900 на 100 000 живорождений. На каждые 111 родов, завершавшихся рождением живого ребенка, приходилась одна материнская смерть.

На рубеже XIX-XX веков в скандинавских странах материнская смертность составляла около 300 на 100 000 живорождений. На каждые 333 родов, завершавшихся рождением живого ребенка, приходилась 1 материнская смерть.

Вильям Фарр так описывал ситуацию. "В противоположность ожиданиям, преимущества от больничных заведений перевешивались одним ужасным недостатком. Материнская смертность не только не уменьшилась, но и увеличилась. В некоторых случаях чрезмерно, в некоторых случаях до ужасающих размеров. " Высокие показатели смертности в больницах и роддомах держались до конца 19 века. Женщины умирали в абсолютно всех больницах, во всех климатических зонах, во Франции и Санкт-Петербурге, в Дублине и Вене, в Лондоне и Москве. В середине 19 века смертность среди рожениц в одной из больниц Дублина достигла 932 на 10,000. Большинство смертей были после вагинальных, а не иструментальных родов, и умирали женщины всех сословий.

Смертность от родильной горячки (сепсиса) и Игнац Филипп Земмельвайс.
Сухо статистике смертности в больницах можно сказать так:
Заболевание стало носить эпидемический характер со времени учреждения в XVII веке первого роддома. Эпидемии еще усилились в XVIII и XIX столетиях, когда в родильные дома стали допускаться учащиеся для изучения акушерства.
Смертность при родах в больнице (30—40 и даже 50%) намного превосходила смертность при домашних родах.
Сепсис от головы
В 1865 году Женское медицинское общество обратилось к врачам с просьбой не приходить в родильный покой прямо из анатомического театра. В ответном заявлении журнал "Ланцет" назвал эту просьбу совершенно необоснованной: причиной послеродового сепсиса является вовсе не инфекция, а "состояние ума" женщины, вызванное перевозбуждением.
Статистика женской смертности от родильной горячки в Венской больнице в 1784-1849 гг. Длинная таблица из ВИКИ https://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%97%D0%B5%. . . %B8%D0%BF%D0%BF

Год Кол-во родов Кол-во смертей Процент (%) Комментарии
1784 284 6 2. 1 Патологоанатомические исследования не велись студентами
1785 899 13 1. 4
1786 1,151 5 0. 4
1787 1,407 5 0. 4
1788 1,425 5 0. 4
1789 1,246 7 0. 6
1790 1,326 10 0. 8
1791 1,395 8 0. 6
1792 1,579 14 0. 9
1793 1,684 44 2. 6
1794 1,768 7 0. 4
1795 1,798 38 2. 1
1796 1,904 22 1. 2
1797 2,012 5 0. 2
1798 2,046 5 0. 2
1799 2,067 20 1. 0
1800 2,070 41 2. 0
1801 2,106 17 0. 8
1802 2,346 9 0. 4
1803 2,215 16 0. 7
1804 2,022 8 0. 4
1805 2,112 9 0. 4
1806 1,875 13 0. 7
1807 925 6 0. 6
1808 855 7 0. 8
1809 912 13 1. 4
1810 744 6 0. 8
1811 1,050 20 1. 9
1812 1,419 9 0. 6
1813 1,945 21 1. 1
1814 2,062 66 3. 2
1815 2,591 19 0. 7
1816 2,410 12 0. 5
1817 2,735 25 0. 9
1818 2,568 56 2. 2
1819 3,089 154 5. 0
1820 2,998 75 2. 5
1821 3,294 55 1. 7
1822 3,066 26 0. 8
1823 2,872 214 7. 5 Студентов допустили к патологоанатомическим исследованиям
1824 2,911 144 4. 9
1825 2,594 229 8. 8
1826 2,359 192 8. 1
1827 2,367 51 2. 2
1828 2,833 101 3. 6
1829 3,012 140 4. 6
1830 2,797 111 4. 0
1831 3,353 222 6. 6
1832 3,331 105 3. 2
1833 3,737 197 5. 3
1834 2,657 205 7. 7
1835 2,573 143 5. 6
1836 2,677 200 7. 5
1837 2,765 251 9. 1
1838 2,987 91 3. 0
1839 2,781 151 5. 4
1840 2,889 267 9. 2
1841 3,036 237 7. 8 Разделение клиник
1842 3,287 518 15. 8 Далее цифры относятся только к первой клинике
1843 3,060 274 9. 0
1844 3,157 260 8. 2
1845 3,492 241 6. 9
1846 4,010 459 11. 4
1847 3,490 176 5. 0 Обработка рук раствором хлорной извести началась в середине мая
1848 3,556 45 1. 3
1849 3,858 103 2. 7 Земмельвайс покинул клинику в марте


После родов.
Как и во времена Тюдоров, женщинам 19-го века не разрешалась вставать после родов с постели: книга "Советы замужней женщине" (1853) рекомендовала молодой матери девять дней лежать на спине и лишь на десятый "на полчаса принять сидячее положение". По истечению двух недель позволялась "сменить спальню на гостиную".

Внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т. е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова…
Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую В. Жук «Мать и дитя».
Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц ". . . в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т. п. , которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

В. Бердинский "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".
Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (. . . ) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины.
«Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»).

Немного воспоминаний.
История первых, неудачных родов Александры Осиповны Смирновой-Россет.
Время действия 1832 год.
«Семьдесят два часа во время первых родов, — рассказвает Александра Осиповна. — Весь город был в волнении. Пушкин, Вяземский, Жуковский встречались, чтобы спросить друг у друга: «Что, родила ли? Только бы не умерла, наше сокровище». . . «Шольц попробовал применить то, что называется ложечкой, но ребенок лежал головой на одну сторону, и хотя ложечки нагревали, мне это причиняло очень сильную боль. . . Шольц пригласил старика Мудрова, Арендта и нашего петербургского доктора Персона. . . Императрица только что родила последнего своего сына Михаила и прислала мне Лейтона, своего акушера-англичанина. Я его знала. Он высказался за перфорацию и убедил всех. . . Одну минуту думали сделать мне кесарево сечение. . . Должны были разрезать мне бок и вынуть ребенка, но сделали перфорацию. Меня положили на край кровати, оба акушера держали мне колени, Арендт и Персон поддерживали поясницу и голову. У Лейтона в руках был инструмент, который он прятал, это был крючок. Я спросила: «А можно кричать»?—«Сколько хотите». Во время ложных схваток, которые хуже настоящих, я только стонала и сжимала изо всех сил ложечки и руки Шольца и акушерки. Я кричала, как орел, и только сказала Лейтону, увидя, как он поднял в руках маленькое окровавленное тельце: «Но дитя не кричит». Он мне сказал: «Он слаб, сейчас ему будет лучше». Дело в том, что он умер за два дня перед первыми схватками, это и сделало роды такими трудными. Так как я трое суток не ела и не спала, мне дали сильную дозу опиума, и я великолепно заснула на спине, повернув только голову. Вы ничего не знаете о той пытке, которую испытываешь во время родов. Моя спина горела, я просила то акушерку, то старую тетку моего мужа, madame Безобразову, опустить руки в холодную воду, чтобы освежить мою бедную спину, я умоляла Шольца позволить мне повернуться на бок; он мне сказал: «Подождите, я вас спеленаю». — «Зачем это и что такое?»—«Вы увидите». Мне положили на живот две большие простыни и бандаж, очень туго стянутый, между тем молоко показалось на третий день; у меня так болели груди, и в них было так много молока, что можно было бы кормить всю семью. Так как тело было спеленуто, акушерка попробовала промывательное. Она испугалась раны и побежала за Шольцем, который сказал: «Связать крепко колени и, по крайней мере, две недели не поворачиваться». Я возненавидела свою комнату и свою кровать. Я ненавидела запах пахитоски, которую мой муж курил даже в кровати. Это отвращение продолжалось и после моих родов».

Надо помнить, что роды считались "наказанием Евы", женщина после родов считалась нечистой, не допускалась к причастию, не могла трогать иконы, пить освященную воду и готовить пищу.
Все традиции, связанные с рождением ребенка и родами были утилитарны. Женщина должна была лежать чтобы не случилось выпадение матки и встали на место тазовые кости.

Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, "бабки" призывали на помощь-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. то бишь ребенка убивали, если он был жив. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса.

По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего "божественной душой", рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах.

До появления асептики и антибиотиков роды были для женщины русской рулеткой. Никто не вставал после родов, сами удачные роды считались чудом, рождение живого ребенка тоже.
Посмотрите на статистику материнской смертности ВОЗ сейчас. Пик смертности приходится на неразвитые страны, где рожают в грязи дома, а не в больнице.

.

Подробнее читайте на ...

родов смертности постели женщины время смертность роды ребенка