Как это было: Рыжковская Пурга 1990 года

2017-1-8 20:33

"В городе живет человекзнает чего есть и чего нетот всех бед защищенныйгипсокартоном" ©Навеяло постами по теме ЖКХ, история давняя. "Дабы помнилось" размещу здесь. По сути, получается, нет электричества - и весь город вымирает.

Зимой. А представь свой город завтра. Электричество это не только тебе свет, чай, холодильник рабочий, вконтактик. . . это еще и тепло, вода. . . Читаем. Жуть жутейшая.

---------------------------------------

8-9 февраля 1990 года на Воркуту обрушилась невиданная доселе пурга. В эти два дня в городе находился с официальным визитом Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. С тех пор пургу эту так и называют -рыжковская.

В средствах массовой информации и, в частности, в «Заполярье», было опубликовано достаточно материалов об этих экстремальных днях, принесших Воркуте как человеческие жертвы, так и значительный экономический ущерб.

Спустя девять лет свою оценку февральским событиям дал бывший тогда генеральный директор АЭК «Комиэнерго» Михаил Косолапов в газете «Республика». Отрывок из этого очерка, который называется «Последний «генерал» республики», в числе других материалов мы и предлагаем с некоторыми сокращениями читателям газеты.

«Когда я попросил Михаила Даниловича рассказать о наиболее ярком событии в его жизни, он заговорил не о себе.

- Я давно хочу, чтобы люди узнали правду о трагических февральских днях Воркуты 1990-го, о масштабах катастрофы, грозившей тогда городу, но главное - о том, кто своими решениями спас Воркуту от неминуемой гибели.

О событиях, которые произошли в Воркуте в начале февраля 1990 года, во время визита в заполярный город тогдашнего премьера союзного правительства Николая Ивановича Рыжкова, мы знаем и много, и мало. Десятки журналистов, прибывших освещать визит Председателя Правительства и ставших участниками и очевидцами страшной метели, представили читателям чуть ли не поминутную хронику тех двух дней. С другой стороны, и сегодня неизвестно точное количество замерзших в ту пургу воркутинцев. Один из руководителей местного штаба ГО иЧС называл мне спустя год после трагедии цифру почти в полтора десятка человек.

Пурга начала разыгрываться к вечеру в день прилета Николая Ивановича Рыжкова. Синоптики заранее предсказывали ухудшение погоды. Но вряд ли кто-то мог предположить, что к 18 часам порывы ветра начнут достигать 40 метров в секунду. Обычно городской штаб по чрезвычайным ситуациям в такие моменты прекращает движение пассажирского транспорта по кольцу, оповещая об этом горожан по радио. Однако в тот день распоряжение явно запоздало. Десятки пассажирских автобусов оказались на трассе именно в тот момент, когда шквал из тундры достиг максимальной силы. Трассу задуло в считанные секунды.

О том, что в тундре произошла трагедия, мы, несколько журналистов республиканских изданий, находившихся в тот день в Воркуте, поняли сразу, как только в гостиницу начали привозить обмороженных людей. На несколько часов гостиница превратилась в лазарет для пострадавших.

Но оказывается, в те минуты не только журналисты, но и руководители города не предполагали, что уже произошло событие, поставившее на грань гибели весь заполярный город.

- Вечером, чуть ли не на четвереньках, я пробрался из здания гостиницы в здание Воркутинских электрических сетей. Шел почти час (расстояние между зданиями менее ста метров), - вспоминает Михаил Косолапов. - Специалисты сетей обрисовали картину: пурга разрушила энергоснабжение Воркуты. Повреждены линии, по которым электричество подается на водовод и в поселок Юнь-Яга.

Если в ближайшие часы энергоснабжение не будет восстановлено, городу конец. Без воды и электричества осталась ТЭЦ-1, обогревающая Воркуту. Остановились насосы, откачивающие воды из шахты «Юнь-Яга». Замерзал поселок. Стало затапливать шахту. Никаких иллюзий в тот момент мы, энергетики, не питали - найти повреждения на линии при нулевой видимости и штормовом ветре практически невозможно.

Косолапов вместе с руководителем электросетей Андреем Лерхом и главным инженером Василием Шейным приняли решение - попытаться собрать из трех линий одну. Был небольшой шанс того, что какие-то провода уцелели и из них можно составить единую цепь. Поиск шел всю ночь, однако успехом он не увенчался. К утру «генерал» «Комиэнерго» отдал приказ оснастить рациями два оставшихся у энергетиков вездехода (остальные комиссия по борьбе со стихией мобилизовала на кольцо) и отправлять их на поиск повреждений в тундру, к водоводу.

К утру пришлось принимать и еще одно решение. Косолапову позвонил главный инженер ТЭЦ-2 Виктор Чейда с докладом: если вода и дальше будет подаваться на город, котельная встанет через три часа. Город необходимо отключать.

- Отключай, - отдал приказ генеральный.

Именно смелость и высочайший профессионализм Чейды, считает Михаил Косолапов, стали одним из решающих факторов спасения Воркуты.

Утром, доложив находящемуся в Воркуте министру энергетики СССР обстановку и получив от него распоряжение явиться в горадминистрацию, где Рыжков назначил заседание штаба по борьбе со стихией, Косолапов вновь отправился в электросети.

Новости здесь были угрожающие. Все попытки включить линии оказались тщетными. К тому же, сообщил Шеин, представители штаба ГОиЧС отобрали оба подготовленных вездехода и отправили их на кольцо.

До здания горисполкома Косолапов добирался пешком. У дверей стояли те самые вездеходы, которые штаб отобрал у энергетиков.

Косолапов подоспел к окончанию одного из докладов.

- Ситуация в городе под контролем, [(ничего не напоминает?)))))]-такими были последние слова, которые услышал он и от которых волосы, по собственному признанию, поднялись дыбом. Но обдумать то, как бы подипломатичнее обрисовать ситуацию, он не успел. Министр энергетики наклонился к Рыжкову:

- Пришел энергетик, давайте дадим слово ему.

- Не знаю, о чем шла речь до меня, - заявил Косолапов. - Но последняя фраза меня насторожила. Ситуация не только не контролируется, она катастрофическая. Если за световой день не успеем найти повреждения на линиях и не подадим энергию на ТЭЦ-1, надо готовить население города к эвакуации. Воркута в этом случае обречена.

После этих слов в зале повисло гробовое молчание. Рыжков прервал тишину:

- Продолжайте.

- Мы готовили бригады, чтобы утром выехать на поиск повреждений. Но вездеходы отобрали. Они стоят здесь, у крыльца. Но и этих вездеходов недостаточно. Нужно, как минимум, еще три, оснащенных рациями. Тогда будет шанс, но не гарантия, что мы спасем город. Мы уже из-за нерешительности потеряли несколько часов светлого времени суток, - безжалостно добавил Косолапов.

- Ясно, - сказал Рыжков. -Кто руководит гражданской обороной в городе?

Встал тогдашний руководитель.

- Выделить три вездехода.

- Все вездеходы на кольце, там гибнут люди, Николай Иванович!

- Кто командует погранвойсками?

- Я, - вскочил плечистый полковник.

- Сколько у вас вездеходов?

- 26, но все они спасают людей и не оборудованы рациями. Собрать их невозможно.

- Генерал!

К Рыжкову подошел военный из свиты, прилетевшей с премьером из Москвы.

- Идите и обеспечьте немедленное выделение энергетикам трех вездеходов с рациями. Возьмите их прямо в аэропорту.

Буквально через день Рыжков должен был посетить с официальным визитом Таиланд. Поэтому его вылет из Воркуты рассматривался как вопрос государственной важности. С утра в аэропорту постоянно готовили полосу для самолета премьера. Отсюда и ушли вездеходы к линии электропередачи, идущей к водоводу. Позже самолет премьера пошел на взлет с запорошенной снегом полосы, летчики согласились рискнуть только по личному приказанию премьера.

К вечеру, почти уже в сумерках, бригада Василия Шеина, самой первой выехавшая на линию, нашла повреждение. Правда, неизвестно было - последнее оно или есть еще? Но повезло. К этому моменту на «Юнь-Яге» вода дошла до основания двигателей, откачивающих шахтные воды. Считанные мгновения, и откачивать ее было бы нечем. Минуты решили и судьбу всего города. Когда подавали воду в водовод, там уже было полно шуги. За сутки эту воду, закаченную в котлы, удалось разогреть всего лишь до 30 градусов. Никогда за все годы своего существования Воркута не была так близка к гибели.

Спасли ее, убежден Косолапов, не только действия сотен людей, участвовавших в борьбе со стихией, но и несколько слов и решений премьера, человека излишне, как всем тогда казалось, интеллигентного, спокойного, не повышающего тон в самых критических ситуациях». .

Подробнее читайте на ...

косолапов город премьера день рыжков вездеходы воркуте линии