Глядя из СССР

2020-3-19 14:48

Во время прочтения недавнего опуса про программное обеспечение я всё время думал — «окна, роботы или яблоки?». И заключение меня не удивило — windows. Но каждый пункт описания удивительно подходит к каждой из распространённых ОС.

Другие системы на рынке не выживают.

Может быть потому, что если предложить подобным обывателям самим хотя бы написать ТЗ, они потеряют интерес к этому на первой же странице. Особо упорные — на пятидесятой. Те, кому нечего делать, допишут до сетевых протоколов, поддерживаемого оборудования, требований к пользовательскому интерфейсу или до какой-нибудь подсистемы печати. Другими словами, чтобы сделать универсальную ОС, в которой будут работать миллиарды пользователей, даже на этапе разработки ТЗ нужен труд сотен или тысяч людей.

Из этого вытекает следующий вопрос — кто же им заплатит? Не покупатель или клиент, который изначально не знает, чего хочет и уж точно добровольно не скажет, за что готов заплатить. Не инвестор, который акционер. В крупном бизнесе их может быть очень много, да и не всегда человек, вкладывающий деньги, сам руководит бизнесом. А заплатит им руководитель компании разработчика. Именно он определит в конечном итоге, каким образом бюджет на развитие должен быть потрачен.

В прошлые времена было много линуксоидов, которые пользовались только собственным софтом. Глобализация их очень сильно подвинула. Написать бухгалтерскую программу несложно, а вот ежемесячно её обновлять, чтобы учитывать все требования законодательства? И через год или десять все кастомные решения отсеялись, потому что или надо платить за разработку каждого обновления или найти специалиста, который из года в год будет работать бесплатно.

Откуда этот взгляд на капитализм из Советского Союза? Нет никакого клиенто-ориентированного бизнеса. Само понятие «клиенто-ориентированности» предусматривает не удовлетворение потребностей клиента, а выстраивание работы таким образом, чтобы увеличить количество денег, приносимых клиентами. А клиенты при этом матерятся от сто пятнадцатого клиенто-ориентированного звонка клиенто-ориентированного менеджера, у которого клиенто-ориентированная система сформировала задачу обзвонить покупателей, которые потенциально могут заинтересоваться и т. д.

С компьютерами и специалистами вечно так — ТЗ готов написать каждый. Кто ж знал, что у ракеты должен быть двигатель? Эти же люди обычно учат врачей лечить, фармацевтов разрабатывать лекарства, пекарей — печь и так далее. Удивитесь, но помимо клиентов ещё стоит задача обеспечить зарплаты и доходность бизнеса в целом секторе экономики. Поэтому никто и никогда не сделает вам идеальную ОС (разработчики останутся без работы) или таблетку от всех болезней (фармацевты не спилят сук, на котором сидят). В данной экономической системе потребности массы людей интересны только как источник дохода.

А удивляют меня взрослые люди, которые живут со стереотипами тридцатилетней давности. Но всё равно спасибо, что вы есть. Без вас лучше не станет.

.

Подробнее читайте на ...

глядя ссср