Боевое крещение авиадиспетчера

2017-2-2 14:45

Есть выражение "Законы авиации написаны кровью". . . – и это отчасти верно. . . Но есть и другие: "Где начинается авиация – там заканчивается порядок!". . . А когда все летают Исключительно По Правилам – это называется "Забастовка авиаторов по-французски" (или "по-итальянски")! Давно это было, когда я 19-летним юношей ("первая ласточка" из выпуска училища) только появился в Службе Управления Воздушным Движением –и получил допуск к работе на "Старте" (наверняка многие летавшие самолетами видели недалеко от торца Взлетной Полосы "стекляную будочку" – вот это и было мое рабочее место).



Надо сказать, что был я тогда Ну Очень Воспитанным Мальчиком, а пришел в службу, где в основном работали "Серьезные Дядьки за 50" – бывшие военные летчики (майоры, полковники в отставке), и мне даже довелось поработать с двумя настоящими Героями Советского Союза, летчиками-истребителями! А мой первый Руководитель Полетов, когда еще летал в ВВС – тренировал космонавта Берегового!

Естественно, что даже если я и знал "неформальный" язык общения, то в разговоре с такими дядьками мне было как-то неловко его применять. . . Они по-отцовски хорошо относились ко мне, но частенько подшучивали по этому поводу (особенно после 2-3 "соточки"), типа: "Слушай, Богдаша, а ты вообще хоть когда-нибудь матюкаешься? – а ну выдай нам че-нить разэдакое!".
Ну а когда я успешно прошел их "испытание на живучесть" (сами они пили ЧИСТЫЙ коньячок – а мне втихаря подливали ШАМПАНСКОГО!), и УДЕРЖАЛСЯ НА НОГАХ. , а на следующий день вышел "как огурчик" (а они поголовно "болели"!) – и меня в смене СИЛЬНО ЗАУВАЖАЛИ!
И вот однажды все эти серьезные дядьки просто ТИХО ОХРЕНЕЛИ, услышав мою "Многоэтажно-Неформальную" речь В ЭФИРЕ, что вообще КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛОСЬ! Но что оставалось делать в такой ситуации, чтобы хоть как-то "РАЗБУДИТЬ" ЭКИПАЖ от ТУМАННОГО ГИПНОЗА??!!

. . . Ранняя весна 198Х года, нескольких весенних дождевых дней "съели" огромные сугробы, а земля еще не оттаяла – и вокруг взлетной полосы стоят целые озера воды. И такое же озеро стоит у края Антенного Поля нашей посадочной системы, которая дает сигнал на приборы самолета о его отклонениях от "правильной" траектории снижения по КУРСУ и ВЫСОТЕ. ВОДА ДАЕТ ИСКАЖЕНИЯ СИГНАЛА – и самолеты сильно отклоняются от курса вправо – уходя как раз в сторону моего домика "Старта", который стоит метрах в 90 от полосы! Но пока мы работали в более-менее нормальных погодных условиях, пилоты ВИЗУАЛЬНО подкорректировали такие отклонения – и нормально садились.

. . . Но в этот раз все было значительно хуже: туман и предельно-низкая облачность вынудили экипаж Ту-134 снижаться практически вслепую, а они свято верили показаниям своих приборов! Первый заход – и он "прошелестел" мимо полосы (почти надо мной!), вовремя уйдя на Второй Круг. . . Второй заход – его ведут по посадочному локатору, я слышу в эфире команды моего коллеги: -"Удаление 3, на глиссаде, правее курса 50".
Но самолет все еще в тумане. . .

-"Удаление 2, ниже 10! Сильно уклоняетесь вправо – уходите на второй
круг!".
В ответ экипаж выдает: "Полосу вижу, нормально, садимся!".
*** НО Я-то ЕГО НЕ ВИЖУ!!! А уже ДОЛЖЕН видеть!
*** И ЗДЕСЬ МОЕ СЛОВО – ПОСЛЕДНЕЕ: разрешить посадку – или
угнать его на повторный заход! (Сейчас по международным правилам, последнее слово – за пилотом). Я всматриваюсь в космы тумана – в то место, где самолет должен "проявиться" – и вдруг боковым зрением ловлю вспышки его Проблесковых Маячков СОВЕРШЕННО В СТОРОНЕ от курса!!! Самолет явно с превышением крена пытается "вывернуть" на полосу, пусть даже и с перелетом!
*** Но командир не учел только одного: что ему надо при этом курсе ПРОЛЕТЕТЬ СКВОЗЬ МОЙ ДОМИК! Я ору -"На второй круг!" – а он снова в ответ -"Полосу вижу! Все нор-р-рмально!". ЧТО ему там померещилось, ЧТО он увидел? – один он знает. . . Но Я-то вижу реально, что он по всем законам аэродинамики ну никак НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ на полосу!!!
И тут меня "прорвало":
-"Шлёп твою мать, немедленно на второй круг! "Старт" прямо по курсу! СЕЙЧАС ВРЕЖЕТЕСЬ!!!" (и "загнул" еще полтора этажа из "непереводимой игры слов общепонятного языка")!
В ответ: "Ах ты ж, мать. . . " – и дальше неразборчивое пыхтение. . . – стараются парни!!!

Сквозь открытую дверь своего "скворечника" я слышу, как взревели турбины на взлетном режиме, самолет слегка приподнял нос, и убрал крен. . . – но все-таки Продолжает Снижаться – и прямо на меня. . .
А дело вот в чем: с ПОСАДОЧНОЙ скоростью и на "малом газу" самолет может ТОЛЬКО ПЛАВНО СНИЖАТЬСЯ – вплоть до выравнивания и касания полосы. . . Чтобы УЙТИ ВВЕРХ – нужно ВРЕМЯ = пока раскрутятся турбины, и пока самолет сможет РАЗОГНАТЬСЯ, прибавив 30-50 км\ч скорости. А вот ДО этого момента, несмотря на Поднятие Носа, самолет все-таки еще "сыпется" вниз в "Режиме Парашютирования", на грани сваливания на крыло. . .
*** Но самое противное в том, что из-за дополнительно приподнятого носа, экипаж видит метров на 300 вперед, НО ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ видеть то, что находится НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД НИМ!
*** Следовательно, он НЕ ВИДИТ ЗДАНИЯ моего "Старта". . .
Я, стараясь быть спокойным, говорю: "СТАРТ прямо перед вами – уйдите правее!" – и смотрю, как самолет практически без крена – "блинчиком" – как разворачивались старинные "этажерки", чтобы не зацепить крылом землю – плавно уплывает в сторону от меня. . .
И только тогда он перестает "сыпаться" вниз – и начинает плавно набирать высоту. . . кабина самолета и иллюминаторы проплывают метра на полтора выше меня, а конец крыла с красным фонарем на конце – метрах в 15 от моего здания. . .

Ф-фу-у-у, твою ж мать. . . ПРОНЕСЛО. . . – думаю я, падая в кресло! И только сейчас понимаю, что значит выражение наших стариков-истребителей "Стреляй, только КОГДА УВИДИШЬ ЗАКЛЕПКИ на вражьем самолете!".
Так вот, я тоже УВИДЕЛ ЭТИ ЗАКЛЕПКИ НА КРЫЛЕ! – настолько оно было близко от меня! А то ведь уже собрался, если вдруг что, прыгать с балкончика на уровне второго этажа! С грохотом и звоном разбитого стекла припечатывается дверь – ее захлопывает воздушный поток от ревущих на взлетном режиме движков! А я сижу, блаженно-идиотски улыбаясь = ПОЛУЧИЛОСЬ!
Со следующего захода он все-таки сел нормально (туман немного разошелся) – и тут же потребовал у моего руководителя полетов "пригласить на беседу" диспетчера "Старта". Ну, думаю, ВСЕ. . . ХАНА мне теперь: всыплют мне за "ненормативку" в эфире "по самое не горюй" – ибо неизвестно, КТО там еще на борту прилетел (вдруг какой инспектор-инкогнито!). . , да и начальник мой явно не в духе от услышанного. . .
Подъезжаем к нашему зданию КДП – а там уже и экипаж в полном составе, и мой руководитель полетов, и начальник нашей службы – в общем, "консилиум полный" – В ОЖИДАНИИ ЖЕРТВЫ. . . Еду и думаю: "Плакала твоя карьера – пора вынимать свидетельство авиадиспетчера – и самому себе вырезать "Талон нарушений №1" – пока еще СВИДЕТЕЛЬСТВО ЦЕЛИКОМ не забрали. . . ".
Экипаж вдруг бросается к нашему УАЗику, а пожилой командир-грузин просто ВЫНИМАЕТ меня из кабины со словами: -"ВАХ-х-х! Такой молодой. . . – а какой джигит, умница! Спасибо – ты нас спас! Потому что ДО ТВОЕГО МАТА мы все хотели только одного – ПОПАСТЬ НА ПОЛОСУ! А вот ПОСЛЕ – только бы нормально УЙТИ ОТ ЗЕМЛИ! Молодец, сынок! – правильно скомандовал, и увел нас в сторону от Старта!".

И выставил всей службе ящик настоящего грузинского коньяка – чтобы "замять" случившееся. И даже мне лично досталась бутылочка – как "виновнику торжества". . . И после этого он всегда, услышав мой голос в эфире, вполголоса говорил: -"Э-эй! "Старту" – пЭрсоналнИй привЭт!". . .
Это было мое ПЕРВОЕ "Боевое Крещение", после которого появилась первая седина. . .

© Богдан Ляшко. .

Подробнее читайте на ...

самолет экипаж полосы полосу эфире старта круг все-таки

4 ЭКИПАЖ Когда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не...

ЭКИПАЖКогда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не кем-нибудь, а целым командиром экипажа большого пассажирского самолета. Два раза в неделюДима летал в Москву и считался первым парнем в городе, но об этом в другой раз, а сейчас обрисую для вас одну из многих его авиационных историй: Уставшие, но довольные члены экипажа, опытными руками и ногами продвигали самолет все ближе к родному дому. anekdotov.net »

2016-10-27 00:00

3 ЭКИПАЖ Когда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не...

ЭКИПАЖКогда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не кем-нибудь, а целым командиром экипажа большого пассажирского самолета. Два раза в неделюДима летал в Москву и считался первым парнем в городе, но об этом в другой раз, а сейчас обрисую для вас одну из многих его авиационных историй: Уставшие, но довольные члены экипажа, опытными руками и ногами продвигали самолет все ближе к родному дому. anekdotov.net »

2015-10-15 00:00

6 ЭКИПАЖ Когда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не...

ЭКИПАЖКогда-то мой друг Дима жил в Иркутске и был не кем-нибудь, а целым командиром экипажа большого пассажирского самолета. Два раза в неделюДима летал в Москву и считался первым парнем в городе, но об этом в другой раз, а сейчас обрисую для вас одну из многих его авиационных историй: Уставшие, но довольные члены экипажа, опытными руками и ногами продвигали самолет все ближе к родному дому. anekdotov.net »

2015-09-09 00:00